Фоторепортажи
Дорогие друзья, мы продолжаем знакомить вас с книгами, посвященными Александру Сергеевичу Пушкину.
«Себя как в зеркале я вижу…» - так называется книга, о которой пойдет сегодня речь. Автор Лидия Кудрявцева знакомит читателей с известными портретами Пушкина.
Многие художники при жизни поэта создавали его портреты. Изображали все по-разному: мечтательным, задумчивым или серьезным.
«Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит», написал в благодарность за работу художнику Оресту Кипренскому поэт Александр Пушкин.
Орест Кипренский считался лучшим физиономистом пушкинского времени и нет ничего удивительного, что портрет великого русского поэта его кисти признан одним из самых безупречных изображений, сделанных при жизни гения.
Портрет поэта Оресту Кипренскому заказал ближайший друг Пушкина, известный поэт Антон Дельвиг. Именно он настоял, чтобы на заднем плане картины была изображена муза поэзии Эрато, которая должна была стать символом того, что поэт изображен в момент охватившего его вдохновения.
На полотне Александр Сергеевич изображен настоящим щёголем, в элегантной, даже изысканной одежде. На нём сюртук «с иголочки» — из гладкой темной ткани, белоснежная рубашка, роскошный шелковый галстук. И великолепная, запоминающаяся деталь — плащ с красивой яркой подкладкой в шотландскую клетку, небрежно наброшенный на плечо.
При жизни Пушкина этот портрет висел в петербургской квартире на Мойке, а сейчас находится в Третьяковской галерее.
Написать портрет художнику Василию Тропинину заказал сам поэт.
На этой работе Пушкин сидит у небольшого стола, рука лежит на листах рукописи. Лицо поэта оттеняется белизной рубашечного воротника, слегка небрежно приподнятого шелковым шейным шарфом. Поэт в халате. Он находится дома, вот-вот возьмется за перо...
Сейчас знаменитый портрет находится в Мемориальном музее-квартире Пушкина на набережной реки Мойки, дом 12.
Известный искусствовед Алексей Сидоров так написал об этих двух портретах: «Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, «расстегнутый» Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый «барин» у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом…».
Любители поэзии Пушкина XX и XXI веков знают в лицо великого русского поэта именно по прекрасным, взаимно дополняющим творениям Кипренского и Тропинина.
В книгу вошли и собственные портреты Пушкина. Он часто рисовал свой профиль пером или чернилами на полях рукописи рядом со стихами Рисовал эти автопортреты быстро и очень похоже.