Фоторепортажи
Поэтическое воззвание Александра Сергеевича, ставшее хрестоматийным, как бы не предполагает на него прямого ответа потомков. Гений мог себе позволить обратиться к будущим соплеменникам, так сказать, метафорически, заглядывая вперед на века, но не требуя ответа. В этом и заключается великодушие и легко-игривое отношение к жизни великого Пушкина.
Но прав был и другой поэт, написавший о непредугаданности того, как «слово наше отзовётся». Феномен Пушкина, как явления российской культуры и национального достояния, уже 25 лет «отзывается» праздниками в маленькой удмуртской деревне Пычанки.
Когда Инесса Павловна Степанова в 1995 г. затеяла для местной детворы во дворе ветхой начальной школы литературный праздник по случаю дня рождения своего любимого поэта и назвала его незатейливо просто «Пушкинский праздник», она и предположить не могла, что ее детище вырастет, встанет на ноги и уйдёт в самостоятельное плавание. В том смысле, что «Пушкинский праздник» станет брендом всего Завьяловского района.
Но я сейчас не о районе. А о той подвижнической деятельности, которую возложила на свои плечи Инесса Павловна и которая принесла реальные результаты. Задуманный ею «Пушкинский праздник» изначально не был регламентирован какими-то официальными положениями и инструкциями и пленил «свободою» самовыражения: каждый житель деревни Пычанки мог прийти и просто прочитать на радость себе и окружающим стихотворение Александра Сергеевича. Или, например, отрывок из его поэмы или сказки. Если же человек еще не был готов к публичному выразительному чтению пушкинских шедевров, он мог иллюстрировать любое его произведение. И его рисунок обязательно находил свое место на выставке, устраиваемой параллельно с декламированием стихов. А можно было поначалу быть просто вольным слушателем или зрителем этого действа – неведомого доселе в деревне литературно-художественного праздника, а уже потом постепенно примерять на себе разные «роли», в том числе и певца, и танцора.
И этим «вирусом» свободы и творческого выбора заразилось практически всё «младое племя» Пычанок. Не одно поколение мальчишек и девчонок выросло здесь, хоть единожды продегустировав волшебный элексир пушкинской поэзии. Ну, разве теперь они забудут эту магию звучания пушкинского стиха: его лаконизм, простоту и живописность, лукавство озорное:
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда...
Его напевность, пластичность, складность:
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать...
Его чарующую поэтичность:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...
Сказки Пушкина – наиболее бессмертное из всего, что он создал. И чем раньше ребенок окунется в его сказочную стихию, тем раньше он познает «вкус» русского языка, приобщится к непреходящим ценностям народной мудрости. Детям деревни Пычанки повезло: наставником в мир пушкинианы стала истинная почитательница таланта «солнца русской поэзии» и редкий знаток его творчества и биографии. И.П. Степанова за свою жизнь собрала уникальную домашнюю библиотеку о Пушкине: в ней и редчайшие научные книги ведущих пушкинистов ХХ века (И.П. Бартенев, П.Е. Щёголев, В.В. Вересаев, М.А. Цявловский, Ю.Н. Тынянов, С.М. Бонди, В.В. Виноградов, Д.Д. Благой и др.), в том числе изданные еще в 1920 – 30-е годы, и собрания сочинений и томики стихов самого поэта, ставшие к настоящему времени библиографической редкостью, и альбомы с репродукциями портретов гения, иллюстрациями его произведений, выполненных великими художниками, и массовая научно-популярная литература. Доступ к этой домашней библиотеке был открыт всем желающим: Инесса Павловна давала любознательным детям книги на дом, иногда проводила для них беседы у себя дома, часть книг постепенно перекочевала на полки деревенской библиотеки. Дух Пушкина здесь витал в воздухе.
Инесса Павловна Степанова обладает талантом окружать себя интересными людьми, поэтому со временем сценарий праздника расширялся: на ее зов в Пычанки съезжались профессиональные и самодеятельные поэты, художники, музыканты, певцы со всего района и республики. Усилилась просветительская и культурологическая функция мероприятия – «светлое имя Пушкин» объединил не только поэзию, музыку и живопись, но и в целом две культуры: русскую с удмуртской. Сегодня об этом можно узнать, пролистав изданные И.П. Степановой брошюрки «Пушкинские праздники в деревне Пычанки» и альбом «15-й Пушкинский праздник на территории досугового центра д. Пычанки», подготовленный работниками районной библиотеки.
Конечно, современный формат «Пушкинского праздника» уже отличается от первоначального варианта, но его цели и задачи остались неизменны: привлечение широкого круга читателей, прежде всего детей, к творчеству великого поэта, чтоб не заросла к нему «народная толпа». В эпоху электронной культуры и технологий живое устное чтение стихотворений поэта приобретает особую значимость и ценность, поэтому нет отбоя от желающих участвовать в празднике, проводимом в Пычанках. И хочется надеяться, что и впредь будет так, как хотел Пушкин:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Вера Пантелеева